Время работы: 9:00-18:00 (Пн-Пт)
Каталог
Диски сцепления МАЗ

Диски сцепления МАЗ

Диски сцепления МАЗ
  Техника Минского Автозавода всегда пользовалась популярностью, и не только по причине неплохих рабочих показателей, общей надежности и ремонтопригодности, а еще и потому, что тут всегда можно было найти то транспортное (специализированное) мехсредство, которое будет оптимальным для выполнения конкретной задачи. Кстати, именно поэтому в разные годы приоритеты спецификаций менялись, то больше производилось спецавтомобилей, то седельных тягачей, а то упор шел на среднетоннажные низкорамники. Впрочем, сейчас мы будем говорить не о МАЗ в общем, а о конкретном узле - сцеплении, без которого не обходится ни одна модель автомобиля-автобуса, еще точнее, о его важнейшем  элементе – диске.
 
Обо всем понемногу
 
   В других разделах нашего сайта вы можете найти информацию о самом узле-сцеплении, о том как оно устроено, зачем нужно и так далее. Поэтому повторяться не будем, а перейдем нашему герою, точнее героям, потому что даже в однодисковых вариациях, несмотря на их название, одним диском-фрикционом конструктив не ограничивается. Если кого-то это удивляет, то напомним, что разделение сцеплений на основные категории принято проводить по числу предусмотренных в его конструкции ведомых дисков. А ведь кроме них есть еще и ведущие. Итак, для начала разберемся с возможным количеством и отдельными особенностями.
 
   По сути, мы имеем дело с фрикционной муфтой сухого типа, то есть, с устройством, передающим вращение между какими-то агрегатами (в нашем случае – от двигателя внутреннего сгорания на коробку переключения передач) посредством силы трения. Соответственно, передача происходит между элементами, не зацепленными между собой шлицами, зубьями или еще как, но плотно (очень-очень) сжатыми друг с другом. Учитывая потенциальную нагрузку и специфику данного вида соединения-передачи, круглая плоская форма подходит как нельзя лучше, главное учесть еще некоторые моменты, но об этом чуть позже.
 
   При переводе усилий посредством промежуточного звена всегда есть детали оказывающие воздействие, то есть, ведущие, и принимающие его, соответственно ведомые. Сцепление-фрикцион не исключение, и вне зависимости от того, с каким, одно- или двухдисковым вариантом (а именно такие вариации характерны для МАЗов) мы имеем дело, у нас будут такие диски:
 
  •   Ведущий, он же нажимной, установлен в корпусе с нажим-пружинами (все вместе называют корзиной) имеет жесткое соединение с маховиком коленвала через пары (обычно четыре) шип-паз
  •   Ведомый, ступица которого подвижно посажена на шлицы первичного вала КПП
 
   Большую часть времени пружины держат фрикцион в сжатом положении и за счет трения обороты ДВС переводятся на МКПП (у коробок-автоматов и вариаторов другой тип переключения и им кратковременное отсоединение не требуется). При выключении рычаги отводят муфту и освобождают ведомый диск. В многодисковых версиях на ведущий вал КП «садится» несколько дисков-«водил», а между соседними парами располагают промежуточные (средние) нажимные, имеющие связь с дизель-мотором. Принцип действия от этого не меняется, только появляются еще специальные регулировочные болты и отжимные пружины, обеспечивающие при выключении равномерность зазоров между фрикцион-плоскостями.
 
   Как уже было сказано, ведомый диск сцепления МАЗ со ступицей цельнолитым не делают – соединение выполняется посредством демпферных пружин и фрикционных шайб. Это необходимо для того, чтобы нивелировать (гасить) крутильные колебания, которые при определенных условиях могли бы стать причиной деформации, а то и поломки вала.
 
О материалах и креплениях
 
  Так как на поверхность-тело объектов нашей заметки оказываются наибольшие, и при этом разнообразные воздействия (сжатие, истирание, скручивание, изгиб, нагрев и так далее), то для их изготовления используются высокопрочные, износо- и жаростойкие материалы. Правда, применение чрезмерно дорогого сырья нерентабельно, поэтому более правильно будет сказать с оптимальным соотношением необходимых характеристик к себестоимости. Как правило, это специальные сорта чугуна, отлитые и обработанные согласно специфическим технологиям.
 
   Но металл имеет плохие показатели трения, а при подобной работе узла поверхность дополнительно шлифовалась бы, то плоскости ведомых оснащают специальными фрикционными накладками. Их материал почти идентичен тому, что используется для накладок тормозных колодок, причем если раньше это в обоих случаях было сырье с большим содержанием асбеста, то сегодня, после доказанной небезопасности этого состава для здоровья, как правило, берут безасбестовые изделия.
 
  Обратите внимание – фиксация накладок (их либо приклеивают, либо приклепывают) выполняется не на само тело основы, а на особые пружины. Благодаря этому сжатие-расход происходят постепенно, что гарантирует плавность включения.
 
Обслуживание, ремонты и замены
 
  Какого-то регулярного обслуживания сами диски сцеплений МАЗ не требуют, но периодическая проверка из состояния должна проводиться обязательно. В отношении нажим-элементов следует обратить внимание на контактную поверхность – прожоги и растрескивания на более чем 40 % площади, а также искривление и коробление свыше полумиллиметра  недопустимы. Шероховатость материала должна составлять около 2.5 мкм. Любые отклонения от нормы должны устраняться соответствующей обработкой или же стоит заменить саму деталь.
 
  В ведомой части нас обязано интересовать в первую очередь состояние накладок. Не должно быть выломов, обрывов, трещин, пересекающих рабочую поверхность полностью или от заклепок к краю или другим заклепкам. Не допускается замасливание рабочих поверхностей и превышение установленной степени износа. Кстати, чтобы не мерить микрометром толщину, достаточно соотнести ее с высотой крепежа – заклепки не должны выступать за плоскость. Если такое случится, то это не только скажется на качестве трения, но послужит причиной серьезных повреждений противопоставленных поверхностей.
 
  При демонтаже фрикцион-накладок старые крепления убираются полностью, а после установки нового фрикциона следует провести проверку на биение плоскостей относительно шлиц-соединения.

   Необходимо помнить о том, что дефекты диска-сцепления, это не просто пробуксовка и «ведение», затрудняющие нормальное управление-переключение скоростей. Неисправность этого узла практически всегда приводит к ускоренному износу деталей агрегатированных с ним КПП и дизеля. Поэтому, важно не только регулярно проводить необходимое техобслуживание, но проводить замену дефектных компонентов незамедлительно, причем только на качественные аналоги.
 
  Та самая популярность продукции минчан в этом моменте может сыграть плохую шутку – слишком много желающих заработать на востребованности деталей, и многие из них выбрасывают на отечественный рынок автозапчастей изделия не выдерживающие никакой критики. Поэтому, покупать комплектующие нужно только у проверенных поставщиков, либо напрямую у официальных изготовителей. Последний вариант часто затруднителен, особенно для розничных покупок, но у вас есть хорошая альтернатива – приобрести все нужное через Интернет-магазин нашей компании ООО «Лидер».
 
   Все товары из нашего каталога, это исключительно сертифицированные изделия, а благодаря нашему прямому сотрудничеству с производителями, у вас есть возможность купить их по адекватной цене. Заявки принимаются на сайте, по телефону, и через Е-мэйл. Рассчитываться можно по безналу или наличными, предусмотрены отсрочки на оплату (условия получения оговариваются индивидуально). Организовываем доставку во все регионы России посредством транспортных компаний (оплата по тарифу, до офиса ТК подвоз бесплатный).
Консультация по подбору запчастей
Перезвонить