Механизм рулевой МАЗ
Типы рам и кузовов, колесные формулы, дополнительное оборудование – все это уже второстепенно, если рассматривать транспортное средство в общем. Любой самодвижущийся механизм-агрегат основывается на «трех китах» - силовом агрегате и трансмиссии, системе торможения и группе узлов, с помощью которых задается направление. Конечно, насчет «любой», это не совсем верно, потому что, например, гусеничные трактора маневрируют и тормозят как раз двигателем-трансмиссией и движителями. Но с колесной техникой все обстоит именно так, а МАЗ в большинстве своем именно колесные авто, и вот об их управлении, а конкретно о рулевом механизме МАЗ 64221 и других модификациях мы и будем говорить…
Принцип работы
Если не вдаваться в подробности, то с помощью руля – повернул «баранку», колеса повернулись в ту же сторону и машина начала менять направление движения. Но даже в велосипеде передача усилия выполняется не напрямую, а уж у большегруза имеется целый набор узлов-элементов для реализации маневров:
Сегодня практически на любом грузовике есть еще один элемент – усилитель. Обычно он гидравлический и служит для уменьшения необходимого усилия. В то же время, если его удалить из нашего списка, то машиной все равно можно управлять, а вот «выпадение» любого другого «участника» делает этот процесс невозможным. Мало того, каждый из них должен быть максимально адаптирован к особенностям модели-модификации и условиям предполагаемой эксплуатации.
Устройство
В автомобилестроении используются несколько видов данного узла, но если взять грузовики и конкретно минскую технику, то самым распространенным является винтовой вариант с зубчатым сектором. Он включает в себя винт, который при поворотах сообщает гайке-рейке возвратно-поступательное движение. Винтовые канавки на этих двух элементах заполнены шариками высокой точности (допустимое отклонение от стандарта всего 0.002 мм), и дополнительные направляющие образуют для них замкнутую двойную систему качения.
Сам винт устанавливается в картер посредством двух сферических подшипников, и при необходимости их можно отрегулировать с помощью специальной гайки (в рабочем состоянии зафиксирована штифтом и стопор-пластиной).
Зубчатый сектор выполняется как продолжение вала сошки (очень важно при сборке обеспечить правильное их взаиморасположение) и зафиксирован в корпусе-картере на трех игольчатых подшипниках. Зубья сектора неодинаковы по толщине (самый толстый в центре и к краям размер уменьшается), что позволяет обеспечить изменение зазора при поворотах и предотвратить заклинивание. Для части моделей характерна ситуация, при которой в механизм рулевой МАЗ 64229, интегрирован (соединен с основой-винтом) распределитель гидроусилителя золотникового типа. В этом случае здесь же помещают клапан-ограничитель давления жидкости.
Регулировка и обслуживание
Любое механическое устройство, работающее под нагрузкой, в процессе эксплуатации может потерять свои изначальные характеристики вследствие износа и деформации деталей. Также невозможно на сто процентов застраховаться от поломок, но если вы хотите от узла-деталей наибольшего возможного срока службы и качественного функционала, то уход-обслуживание, а при потребности регулировка отдельных конструктив-блоков обязаны быть регулярными и правильными.
Если говорить об обслуживании, то в первую очередь требуется регулярная проверка затяжки резьбовых креплений и герметичности (целостности) уплотняющих элементов. Параллельно стоит проверить натяжение ремня привода насоса ГУРа, ведь в данном исполнении от тоже имеет прямое отношение к функционалу РМ. К тому же, данная операция проста и не занимает много времени, главное соотнести требуемые именно к вашей модификации нормы с реальными показателями и подвести их с помощью специального винта.
Периодически может потребоваться и регулировка, которая в принципе предусматривает две взаимосвязанные процедуры. Если рассматривать в комплексе, то получим такую вот последовательность:
1. - снимаем узел в сборе с авто и сливаем из него рабочую жидкость;
2. - закрепляем на станке таким образом, чтобы он был в горизонтальном положении, а сектор «смотрел» вверх;
3. - поворачиваем за входной вал гайку-рейку вместе с сектором в любое крайнее положение;
4. - вычисляем момент, который нужен для поворота к центру (то есть, где-то на 30 градусов);
5. - если значение выходит за диапазон 0.9-1.5 Нм, то добавляем или отнимаем количество прокладок подшипника.
Когда удалось получить нужное значение, переходим к проверке зацепления – ставим рейку-сектор в среднюю позицию и покачиваем сошку. Если слышен стук в механизме МАЗ 5336, то имеется люфт и его нужно устранить поворотом (равноценным) вкладышей, для чего снимаются боковые крышки и выполняется доворачивание каждого вкладыша по часовой стрелке. После того, как люфт убран и крышки установлены, проверьте момент смещения вала из средней точки – он должен попадать в пределы 2.9-4.5 Нм. После этого механизм можно устанавливать на машину.
При разборке узла стоит осмотреть его составляющие более внимательно на предмет дефектов. Особое внимание нужно уделить зубьям рейки, беговым дорожкам, шарикам и их направляющим, подшипникам, втулкам и винту. Восстановление запчастей обычно не практикуется, то есть, дефектные комплектующие лучше сразу заменить, не дожидаясь пока из-за них увеличиться физическое воздействие на целые детали. Небольшое увеличение-износ посадочных отверстий в картере, нарушение шлицевых и резьбовых частей можно восстанавливать соответствующим способом, но только если оно не превышает установленных автопроизводителем допусков.
Монтаж подшипников и сальников выполняется исключительно с помощью специальных оправок, прямые удары, тем более металлическим инструментом, недопустимы!
Если повреждений слишком много, имеет смысл провести замену механизма в сборе. Но в любом случае, даже при замене отдельных компонентов использовать нужно только качественные запчасти, так как данный узел требует максимальной точности и соответствующей прочности. У нас, в интернет-магазине компании ООО «Лидер» вы можете купить как раз такие автозапчасти – проверенные и сертифицированные для применения на продукции МАЗ. При этом, благодаря тому, что мы сотрудничаем с производителем напрямую, цены на представленные товары порадуют вас своей приемлемостью. Особенно, они понравятся оптовикам и постоянным клиентам, для которых предусмотрены индивидуальные скидки и другие приятные бонусы.
Заявки принимаются через форму на сайте, а также операторами по телефону и Е-мэйл. Комплектация заказа осуществляется максимально быстро, возможна пересылка покупки в любой регион России (с бесплатной доставкой до офиса выбранного перевозчика). При расчетах за покупки можно использовать доступные безналичные формы и нал, предоставление отсрочки на оплату оговаривается непосредственно с покупателем.
1 64221-3400008-02 Рулевой механизм
2 64221-3400010 Механизм рулевой с распределителем
2 64221-3400010 Механизм рулевой с распределителем
3 64221-3401005 Механизм рулевой
4 5336-3416010-01 Распределитель в сборе
5 64221-3430010 Клапан
6 64221-3401210-001 Трубка
7 64221-3401015 Картер
8 64229-3401036 Гайка-рейка
9 5336-3401038 Винт
10 64229-3401056 Направляющая
11 64229-3401057 Прижим
12 5336-3401148 Торсион
13 5336-3401162 Фиксатор торсиона
14 252135 Шайба 8Т
15 201464 Болт М8-6gх40
16 7.938-40 Шарик
17 64221-3401065 Сектор
18 5336-3401083 Крышка
19 5336-3401159 Фиксатор
19 5336-3401159 Фиксатор
20 5336-3401108-01 Кольцо защитное
21 400424 Кольцо стопорное А65
22 1.2-45х65-3 Манжета
23 6422-3401084-10 Вкладыш
23 6422-3401084-10 Вкладыш
24 64229-3401088 Кольцо
24 64229-3401088 Кольцо
25 6-ИКВ-45х55х16 Подшипник
26 5336-3401087 Крышка
27 098-102-25-2-3 Кольцо уплотнительное
27 098-102-25-2-3 Кольцо уплотнительное
28 252136 Шайба 10 ОТ
28 252136 Шайба 10 ОТ
28 252136 Шайба 10 ОТ
28 252136 Шайба 10 ОТ
28 252136 Шайба 10 ОТ
29 201497 Болт М10-6gх25
29 201497 Болт М10-6gх25
29 201497 Болт М10-6gх25
30 5336-3401156 Кольцо
30 5336-3401156 Кольцо
31 64221-3401066 Уплотнитель
32 311702 Гайка
33 252137 Шайба 12 ОТ
34 1/55404/21 Болт М12х1,25.30.38хА
35 262541 Пробка кг 1/8"
36 5336-3401061 Крышка
37 082-090-46-2-3 Болт М14-6gх30
38 5336-3401185 Прокладка
39 5336-3401186 Прокладка
40 5336-3401187 Прокладка
41 5336-3401188 Прокладка
42 5336-3401189 Прокладка
43 263706Е Подшипник
43 263706Е Подшипник
44 008-012-25-2-3 Кольцо уплотнительное
45 64221-3430040 Рычаг
45 64221-3430040 Рычаг
46 64221-3430015 Корпус
47 64221-3430020 Золотник
48 64221-3430022 Пружина
49 64221-3430026 Заглушка
50 64221-3430031 Опора
51 64221-3430033 Толкатель
52 64221-3430051 Гайка
53 64221-3430052 Заклепка
54 64221-3430053 Заклепка
55 64221-3430037 Пробка регулировочная
56 400540 Кольцо В23
57 400378 Кольцо В30
58 400367 Кольцо
59 030-033-19-2-3 Кольцо
60 018-022-25-2-3 Кольцо уплотнительное
61 025-029-25-2-3 Кольцо
62 105-110-25-2-3 Кольцо
63 085-090-25-2-3 Кольцо уплотнительиое
64 200325 Болт М10-6gх75
65 [Штифт 5х8] Штифт 5х8
66 64221-3408017 Болт приводной
67 64226-3408033 Штуцер
68 016-022-25-2-3 Кольцо
68 016-022-25-2-3 Кольцо
68 016-022-25-2-3 Кольцо
69 64226-3408035 Штуцер
70 017-021-25-2-3 Кольцо уплотнительное
71 64221-3408016 Наконечник
72 503-3405188-10 Болт
Принцип работы
Если не вдаваться в подробности, то с помощью руля – повернул «баранку», колеса повернулись в ту же сторону и машина начала менять направление движения. Но даже в велосипеде передача усилия выполняется не напрямую, а уж у большегруза имеется целый набор узлов-элементов для реализации маневров:
- 1. Рулевое колесо (руль) – именно оно является основным объектом прикладывания усилий водителем, и потому его стараются разместить, как можно удобнее
- 2. Колонка – вследствие такой удобности, расстояние до руля немаленькое, и потому его устанавливают на ось-колонку, воспринимающую непосредственное воздействие и вращающуюся с ним
- 3. Кардан – да-да, они есть не только в трансмиссии, и здесь выполняют ту же функцию, позволяют передать вращательный момент под углом
- 4. Механизм – о его устройстве мы будем говорить ниже, а вот задача данного узла, это преобразование вращения в поступательное движение
- 5. Тяга – на самом деле целая система тяг-рычагов, выступающих исполнительным органом, то есть, тянущих-толкающих колеса для изменения их положения относительно
- продольного вектора
Сегодня практически на любом грузовике есть еще один элемент – усилитель. Обычно он гидравлический и служит для уменьшения необходимого усилия. В то же время, если его удалить из нашего списка, то машиной все равно можно управлять, а вот «выпадение» любого другого «участника» делает этот процесс невозможным. Мало того, каждый из них должен быть максимально адаптирован к особенностям модели-модификации и условиям предполагаемой эксплуатации.
Устройство
В автомобилестроении используются несколько видов данного узла, но если взять грузовики и конкретно минскую технику, то самым распространенным является винтовой вариант с зубчатым сектором. Он включает в себя винт, который при поворотах сообщает гайке-рейке возвратно-поступательное движение. Винтовые канавки на этих двух элементах заполнены шариками высокой точности (допустимое отклонение от стандарта всего 0.002 мм), и дополнительные направляющие образуют для них замкнутую двойную систему качения.
Сам винт устанавливается в картер посредством двух сферических подшипников, и при необходимости их можно отрегулировать с помощью специальной гайки (в рабочем состоянии зафиксирована штифтом и стопор-пластиной).
Зубчатый сектор выполняется как продолжение вала сошки (очень важно при сборке обеспечить правильное их взаиморасположение) и зафиксирован в корпусе-картере на трех игольчатых подшипниках. Зубья сектора неодинаковы по толщине (самый толстый в центре и к краям размер уменьшается), что позволяет обеспечить изменение зазора при поворотах и предотвратить заклинивание. Для части моделей характерна ситуация, при которой в механизм рулевой МАЗ 64229, интегрирован (соединен с основой-винтом) распределитель гидроусилителя золотникового типа. В этом случае здесь же помещают клапан-ограничитель давления жидкости.
Регулировка и обслуживание
Любое механическое устройство, работающее под нагрузкой, в процессе эксплуатации может потерять свои изначальные характеристики вследствие износа и деформации деталей. Также невозможно на сто процентов застраховаться от поломок, но если вы хотите от узла-деталей наибольшего возможного срока службы и качественного функционала, то уход-обслуживание, а при потребности регулировка отдельных конструктив-блоков обязаны быть регулярными и правильными.
Если говорить об обслуживании, то в первую очередь требуется регулярная проверка затяжки резьбовых креплений и герметичности (целостности) уплотняющих элементов. Параллельно стоит проверить натяжение ремня привода насоса ГУРа, ведь в данном исполнении от тоже имеет прямое отношение к функционалу РМ. К тому же, данная операция проста и не занимает много времени, главное соотнести требуемые именно к вашей модификации нормы с реальными показателями и подвести их с помощью специального винта.
Периодически может потребоваться и регулировка, которая в принципе предусматривает две взаимосвязанные процедуры. Если рассматривать в комплексе, то получим такую вот последовательность:
1. - снимаем узел в сборе с авто и сливаем из него рабочую жидкость;
2. - закрепляем на станке таким образом, чтобы он был в горизонтальном положении, а сектор «смотрел» вверх;
3. - поворачиваем за входной вал гайку-рейку вместе с сектором в любое крайнее положение;
4. - вычисляем момент, который нужен для поворота к центру (то есть, где-то на 30 градусов);
5. - если значение выходит за диапазон 0.9-1.5 Нм, то добавляем или отнимаем количество прокладок подшипника.
Когда удалось получить нужное значение, переходим к проверке зацепления – ставим рейку-сектор в среднюю позицию и покачиваем сошку. Если слышен стук в механизме МАЗ 5336, то имеется люфт и его нужно устранить поворотом (равноценным) вкладышей, для чего снимаются боковые крышки и выполняется доворачивание каждого вкладыша по часовой стрелке. После того, как люфт убран и крышки установлены, проверьте момент смещения вала из средней точки – он должен попадать в пределы 2.9-4.5 Нм. После этого механизм можно устанавливать на машину.
При разборке узла стоит осмотреть его составляющие более внимательно на предмет дефектов. Особое внимание нужно уделить зубьям рейки, беговым дорожкам, шарикам и их направляющим, подшипникам, втулкам и винту. Восстановление запчастей обычно не практикуется, то есть, дефектные комплектующие лучше сразу заменить, не дожидаясь пока из-за них увеличиться физическое воздействие на целые детали. Небольшое увеличение-износ посадочных отверстий в картере, нарушение шлицевых и резьбовых частей можно восстанавливать соответствующим способом, но только если оно не превышает установленных автопроизводителем допусков.
Монтаж подшипников и сальников выполняется исключительно с помощью специальных оправок, прямые удары, тем более металлическим инструментом, недопустимы!
Если повреждений слишком много, имеет смысл провести замену механизма в сборе. Но в любом случае, даже при замене отдельных компонентов использовать нужно только качественные запчасти, так как данный узел требует максимальной точности и соответствующей прочности. У нас, в интернет-магазине компании ООО «Лидер» вы можете купить как раз такие автозапчасти – проверенные и сертифицированные для применения на продукции МАЗ. При этом, благодаря тому, что мы сотрудничаем с производителем напрямую, цены на представленные товары порадуют вас своей приемлемостью. Особенно, они понравятся оптовикам и постоянным клиентам, для которых предусмотрены индивидуальные скидки и другие приятные бонусы.
Заявки принимаются через форму на сайте, а также операторами по телефону и Е-мэйл. Комплектация заказа осуществляется максимально быстро, возможна пересылка покупки в любой регион России (с бесплатной доставкой до офиса выбранного перевозчика). При расчетах за покупки можно использовать доступные безналичные формы и нал, предоставление отсрочки на оплату оговаривается непосредственно с покупателем.
1 64221-3400008-02 Рулевой механизм
2 64221-3400010 Механизм рулевой с распределителем
2 64221-3400010 Механизм рулевой с распределителем
3 64221-3401005 Механизм рулевой
4 5336-3416010-01 Распределитель в сборе
5 64221-3430010 Клапан
6 64221-3401210-001 Трубка
7 64221-3401015 Картер
8 64229-3401036 Гайка-рейка
9 5336-3401038 Винт
10 64229-3401056 Направляющая
11 64229-3401057 Прижим
12 5336-3401148 Торсион
13 5336-3401162 Фиксатор торсиона
14 252135 Шайба 8Т
15 201464 Болт М8-6gх40
16 7.938-40 Шарик
17 64221-3401065 Сектор
18 5336-3401083 Крышка
19 5336-3401159 Фиксатор
19 5336-3401159 Фиксатор
20 5336-3401108-01 Кольцо защитное
21 400424 Кольцо стопорное А65
22 1.2-45х65-3 Манжета
23 6422-3401084-10 Вкладыш
23 6422-3401084-10 Вкладыш
24 64229-3401088 Кольцо
24 64229-3401088 Кольцо
25 6-ИКВ-45х55х16 Подшипник
26 5336-3401087 Крышка
27 098-102-25-2-3 Кольцо уплотнительное
27 098-102-25-2-3 Кольцо уплотнительное
28 252136 Шайба 10 ОТ
28 252136 Шайба 10 ОТ
28 252136 Шайба 10 ОТ
28 252136 Шайба 10 ОТ
28 252136 Шайба 10 ОТ
29 201497 Болт М10-6gх25
29 201497 Болт М10-6gх25
29 201497 Болт М10-6gх25
30 5336-3401156 Кольцо
30 5336-3401156 Кольцо
31 64221-3401066 Уплотнитель
32 311702 Гайка
33 252137 Шайба 12 ОТ
34 1/55404/21 Болт М12х1,25.30.38хА
35 262541 Пробка кг 1/8"
36 5336-3401061 Крышка
37 082-090-46-2-3 Болт М14-6gх30
38 5336-3401185 Прокладка
39 5336-3401186 Прокладка
40 5336-3401187 Прокладка
41 5336-3401188 Прокладка
42 5336-3401189 Прокладка
43 263706Е Подшипник
43 263706Е Подшипник
44 008-012-25-2-3 Кольцо уплотнительное
45 64221-3430040 Рычаг
45 64221-3430040 Рычаг
46 64221-3430015 Корпус
47 64221-3430020 Золотник
48 64221-3430022 Пружина
49 64221-3430026 Заглушка
50 64221-3430031 Опора
51 64221-3430033 Толкатель
52 64221-3430051 Гайка
53 64221-3430052 Заклепка
54 64221-3430053 Заклепка
55 64221-3430037 Пробка регулировочная
56 400540 Кольцо В23
57 400378 Кольцо В30
58 400367 Кольцо
59 030-033-19-2-3 Кольцо
60 018-022-25-2-3 Кольцо уплотнительное
61 025-029-25-2-3 Кольцо
62 105-110-25-2-3 Кольцо
63 085-090-25-2-3 Кольцо уплотнительиое
64 200325 Болт М10-6gх75
65 [Штифт 5х8] Штифт 5х8
66 64221-3408017 Болт приводной
67 64226-3408033 Штуцер
68 016-022-25-2-3 Кольцо
68 016-022-25-2-3 Кольцо
68 016-022-25-2-3 Кольцо
69 64226-3408035 Штуцер
70 017-021-25-2-3 Кольцо уплотнительное
71 64221-3408016 Наконечник
72 503-3405188-10 Болт