Радиатор автомобилей Горьковского автозавода
Горьковский Автозавод одно из немногих в мире предприятий, которое выпускает сразу легковые, легкогрузовые и специальные автомобили, а также микроавтобусы. До определенного момента делали здесь и обычные автобусы малого класса, и некоторое их число эксплуатируется и сегодня. Модельный ряд марки весьма внушителен, поэтому логично, что радиатор не может выглядеть одинаково и иметь всегда стабильные характеристики. Тем более что и радиаторов на технике несколько, и любой из них может выйти из строя, и совсем не лишним будет немного больше знать о них.
Оглавление :
Какие радиаторы ставят . 1
Охладитель двигателя. 1
Виды и материалы.. 2
Радиатор печки 2
Охладитель наддувочного воздуха. 2
Масляный радиатор. 3
Проблемы радиаторов. 3
Ремонт радиатора . 4
Радиатор-охладитель – теплообменник, задача которого обеспечивать нужный температурный режим мотора, есть у любого автомобиля, автобуса или специальной машины с двигателем внутреннего сгорания. Но это далеко не единственный радиатор, который ставится на моделях в обязательном порядке или опционально. Полный список возможных вариантов выглядит так:
Хотя задача и принцип действия у всех них одинаковая – обеспечить теплообмен, но назначение, принадлежность, а главное конструкция могут существенно отличаться. Начнем с главного…
Радиатор 2217
Этот радиатор помогает двигателю не перегреться, и является частью большого круга системы охлаждения. Конкретика устройства на разных моделях техники может отличаться, но принципиальная схема этого теплообменника всегда одинакова:
В зависимости от модели и оснащения моторного отсека бачки радиаторамогут располагаться по бокам каркаса, либо сверху и снизу от него. Присутствует вариативность в размерах и конфигурации патрубков. Кроме того некоторые современные радиаторы оснащаются датчиками температуры и термостатами.
Для каркаса, креплений и бачков обычно используют стальные сплавы, трубки и ребра сот сердцевины делают из алюминия или медно-латунного сплава. Какой радиатор выбрать – медный или алюминиевый, выбирать вам, каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Например, медные тяжелее, а алюминиевые дешевле. Первые лучше сопротивляются вибрациям и ударам, а вторые более ремонтопригодны. Медные обладают большей отдачей, а у алюминиевых лучше теплопроводность. То есть, выбирать теплообменник нужно исходя из многих факторов – требования к производительности, важности массы, стиля езды, условий эксплуатации и так далее.
Радиатор печки 53-й
Это тоже часть системы охлаждения двигателя, но уже малого круга. Теплообменник размещается между моторным отсеком и кабиной, и подключен к системе сразу за ее выходом из двигателя посредством отвода с краном. При необходимости, например, в летний период, кран без проблем перекрывается. Подобная схема дает массу преимуществ, главные из которых это:
Конструкция большинства отопителей очень похожа на ту, что используется в охладителях, однако форма и размеры теплообменника могут несколько отличаться. Радиаторы-отопители по определению имеют два недостатка – они эффективны только при включенном и прогретом моторе, а из-за размещения их обслуживание и ремонт затруднены.
Интеркулер ГАЗелевский Бизнес (двигатель Cummins)
Именно так звучит полное объяснение такой детали автоконструкции, как интеркулер . Это прерогатива машин с турбированными моторами, например, «Валдая», и задача такого теплообменника заключается в том, чтобы максимально снизить температуру воздуха, подаваемого для топливной смеси.
Дело в том, что чем холоднее воздух, тем легче он сжимается, и тем больше его можно закачать, что существенно повышает КПД силового агрегата.
Масляный радиатор 3310 «Волга»
Частично смазке в двигателе автомобилей не дает перегреться основной охладитель, но с какого-то момента появляется отдельный теплообменник для масла. Его основная особенность – наличие клапана, связанного с датчиком температуры, благодаря чему масло в охладитель попадает только в том случае, если его температура превышает положенное значение.
На некоторых автомобилях, например на 13 и 14 версиях семейства «Чайка» использовались автоматические КПП, скопированные с американских машин. Однако в отличие от того же Форда на советских «лимузинах» охлаждение гидротрансформатора было не воздушным, а жидкостным, то есть, тоже требовался теплообменник. Еще один вариант радиатора, а точнее сразу два, которые встретишь далеко не на всех авто, это элементы системы кондиционирования – конденсор и испаритель. Принцип работы у них стандартный, а сам «кондер» устанавливается редко, и владельцы таких машин хорошо знают, о чем идет речь, поэтому мы заострять внимание на этом не будем.
Последствия эксплуатации
Как и любой другой компонент автомобиля, со временем теплообменники стареют, разрушаются коррозией, деформируются и получают повреждения. Кроме того снижение производительности радиатора может быть вызвано и другими причинами. Для наглядности предлагаем небольшую таблицу с перечнем возможных опасностей, типами радиаторов, для которых они характерны, возможными последствиями и способами предотвращения.
Частой причиной повреждения основного радиатора и отопителя становятся проблемы других элементов системы охлаждения, например, датчика давления, водяного насоса или вентилятора, а даже «лишняя» дырка в решетке. А ускоренное старение охладителя масла может быть вызвано забитым фильтром. Поэтому следить за состоянием системы нужно в комплексе, ведь проблемы одного компонента обязательно сказываются на других.
Отремонтированный теплообменник
В большинстве случаев простые повреждения каркаса, крепежей и бачков, а также небольшие дефекты сот сердцевины ремонтируются без проблем. По крайней мере, в мастерской, где есть необходимое для проведения ремонта оборудование, а также опытный мастер. При поломках мелких деталей, вроде сливных и заливных пробок, кранов, патрубков, их проще заменить, чем тратить время на ремонт, ведь стоят они недорого, а найти не проблема.
Использование «дорожных» герметиков стоит рассматривать только как временную меру, и по возможности следует провести капитальное восстановление поврежденного компонента. Так как подобные средства недолговечны и ненадежны, и протечка может случиться в любой момент.
Сложнее дело обстоит, если повреждение бачка или сердцевины более масштабное. Ремонт получится трудоемким, дорогим и долгим, при этом гарантий, что прочностные характеристики теплообменника восстановятся полностью нет. Отдельно стоит сказать о сотах – большинство сервисов вовсе отказываются принимать радиаторы в ремонт, если повреждено 15% площади сердцевины и больше. Поэтому в таких ситуациях лучше поискать замену.
Наш интернет-магазин ООО «Лидер» предлагает купить радиатор для любой актуальной модели, а также все необходимые запчасти для его ремонта по хорошим ценам. Заказать теплообменник можно прямо на сайте, выбрав нужную модель из каталога, также заявки принимаются по телефону и «электронке». Принимаем кэш и безнал, есть скидки для постоянных и оптовых покупателей, возможна продажа автозапчастей в кредит.
Оглавление :
Какие радиаторы ставят . 1
Охладитель двигателя. 1
Виды и материалы.. 2
Радиатор печки 2
Охладитель наддувочного воздуха. 2
Масляный радиатор. 3
Проблемы радиаторов. 3
Ремонт радиатора . 4
КАКИЕ РАДИАТОРЫ УСТАНАВЛИВАЮТСЯ
Радиатор-охладитель – теплообменник, задача которого обеспечивать нужный температурный режим мотора, есть у любого автомобиля, автобуса или специальной машины с двигателем внутреннего сгорания. Но это далеко не единственный радиатор, который ставится на моделях в обязательном порядке или опционально. Полный список возможных вариантов выглядит так:
- Радиатор двигателя, который еще называют основным
- Радиатор-отопитель – теплообменник печки, используемый для обогрева салона
- Интеркулер – элемент современных автомобилей с турбированным двигателем
- Масляный радиатор – охладитель моторного и трансмиссионного масла
- Конденсор и испаритель – обязательные компоненты системы автономного кондиционирования
Хотя задача и принцип действия у всех них одинаковая – обеспечить теплообмен, но назначение, принадлежность, а главное конструкция могут существенно отличаться. Начнем с главного…
ОХЛАДИТЕЛЬ ДВИГАТЕЛЯ
Радиатор 2217
Этот радиатор помогает двигателю не перегреться, и является частью большого круга системы охлаждения. Конкретика устройства на разных моделях техники может отличаться, но принципиальная схема этого теплообменника всегда одинакова:
- Каркас, на котором установлены основные элементы и детали крепления, иногда на этот же каркас устанавливается вентилятор для принудительного обдува
- Входящий и выходящий бачки, с заливной горловиной, краном слива охлаждающей жидкости и патрубками для подключения к магистрали
- Сердцевина, собранная из 2-4 рядов тонких трубок с пластинчатыми ребрами, увеличивающими интенсивность теплообмена
ВИДЫ И МАТЕРИАЛЫ
В зависимости от модели и оснащения моторного отсека бачки радиаторамогут располагаться по бокам каркаса, либо сверху и снизу от него. Присутствует вариативность в размерах и конфигурации патрубков. Кроме того некоторые современные радиаторы оснащаются датчиками температуры и термостатами.
Для каркаса, креплений и бачков обычно используют стальные сплавы, трубки и ребра сот сердцевины делают из алюминия или медно-латунного сплава. Какой радиатор выбрать – медный или алюминиевый, выбирать вам, каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Например, медные тяжелее, а алюминиевые дешевле. Первые лучше сопротивляются вибрациям и ударам, а вторые более ремонтопригодны. Медные обладают большей отдачей, а у алюминиевых лучше теплопроводность. То есть, выбирать теплообменник нужно исходя из многих факторов – требования к производительности, важности массы, стиля езды, условий эксплуатации и так далее.
РАДИАТОР ПЕЧКИ
Радиатор печки 53-й
Это тоже часть системы охлаждения двигателя, но уже малого круга. Теплообменник размещается между моторным отсеком и кабиной, и подключен к системе сразу за ее выходом из двигателя посредством отвода с краном. При необходимости, например, в летний период, кран без проблем перекрывается. Подобная схема дает массу преимуществ, главные из которых это:
- Минимальные затраты на отопление кабины или салона
- Высокая эффективность печки (при правильно выбранном радиаторе)
- Повышение эффективности работы системы охлаждения – дополнительный теплообменник уже понижает температуру ОЖ и на основной нагрузка априори меньше
Конструкция большинства отопителей очень похожа на ту, что используется в охладителях, однако форма и размеры теплообменника могут несколько отличаться. Радиаторы-отопители по определению имеют два недостатка – они эффективны только при включенном и прогретом моторе, а из-за размещения их обслуживание и ремонт затруднены.
ОХЛАДИТЕЛЬ НАДДУВОЧНОГО ВОЗДУХА
Интеркулер ГАЗелевский Бизнес (двигатель Cummins)
Именно так звучит полное объяснение такой детали автоконструкции, как интеркулер . Это прерогатива машин с турбированными моторами, например, «Валдая», и задача такого теплообменника заключается в том, чтобы максимально снизить температуру воздуха, подаваемого для топливной смеси.
Дело в том, что чем холоднее воздух, тем легче он сжимается, и тем больше его можно закачать, что существенно повышает КПД силового агрегата.
МАСЛЯНЫЙ РАДИАТОР
Масляный радиатор 3310 «Волга»
Частично смазке в двигателе автомобилей не дает перегреться основной охладитель, но с какого-то момента появляется отдельный теплообменник для масла. Его основная особенность – наличие клапана, связанного с датчиком температуры, благодаря чему масло в охладитель попадает только в том случае, если его температура превышает положенное значение.
На некоторых автомобилях, например на 13 и 14 версиях семейства «Чайка» использовались автоматические КПП, скопированные с американских машин. Однако в отличие от того же Форда на советских «лимузинах» охлаждение гидротрансформатора было не воздушным, а жидкостным, то есть, тоже требовался теплообменник. Еще один вариант радиатора, а точнее сразу два, которые встретишь далеко не на всех авто, это элементы системы кондиционирования – конденсор и испаритель. Принцип работы у них стандартный, а сам «кондер» устанавливается редко, и владельцы таких машин хорошо знают, о чем идет речь, поэтому мы заострять внимание на этом не будем.
ПРОБЛЕМЫ РАДИАТОРОВ
Последствия эксплуатации
Как и любой другой компонент автомобиля, со временем теплообменники стареют, разрушаются коррозией, деформируются и получают повреждения. Кроме того снижение производительности радиатора может быть вызвано и другими причинами. Для наглядности предлагаем небольшую таблицу с перечнем возможных опасностей, типами радиаторов, для которых они характерны, возможными последствиями и способами предотвращения.
Тип воздействия | Для какого радиатора опасно | Последствия | Способ предотвращения |
Вибрации | Для всех типов без исключения | Разрушение стыков, отрыв креплений, деформации и протечки | Регулярная проверка креплений и установочной части |
Механические удары извне | Охладитель, отопитель, масляный | Разрушение сот, повреждение бачков и каркаса | Установка дополнительной защиты перед радиатором* |
Внешняя коррозия | Для всех теплообменников | Снижение прочности металла, ускоренное старение | Обработка противокоррозийными составами, регулярная чистка |
Внутренняя коррозия | Охладитель, отопитель, интеркуллер и радиаторы СК | Снижение прочности металла, ускоренное старение | Регулярная промывка системы, использование сертифицированных рабочих жидкостей |
Засорение сот снаружи | Все | Образование «шубы», вызывающей снижение теплопроводности | Периодическая чистка и промывка под давлением |
Образование отложений на внутренних стенках | Отопитель и охладитель | Снижение пропускной способности, уменьшение теплообмена | Промывка с использованием специальных составов |
- * - использование дополнительных экранов для радиаторов должно учитывать требования к производительности и особенности конструкции автомобиля
Частой причиной повреждения основного радиатора и отопителя становятся проблемы других элементов системы охлаждения, например, датчика давления, водяного насоса или вентилятора, а даже «лишняя» дырка в решетке. А ускоренное старение охладителя масла может быть вызвано забитым фильтром. Поэтому следить за состоянием системы нужно в комплексе, ведь проблемы одного компонента обязательно сказываются на других.
РЕМОНТ РАДИАТОРА
Отремонтированный теплообменник
В большинстве случаев простые повреждения каркаса, крепежей и бачков, а также небольшие дефекты сот сердцевины ремонтируются без проблем. По крайней мере, в мастерской, где есть необходимое для проведения ремонта оборудование, а также опытный мастер. При поломках мелких деталей, вроде сливных и заливных пробок, кранов, патрубков, их проще заменить, чем тратить время на ремонт, ведь стоят они недорого, а найти не проблема.
Использование «дорожных» герметиков стоит рассматривать только как временную меру, и по возможности следует провести капитальное восстановление поврежденного компонента. Так как подобные средства недолговечны и ненадежны, и протечка может случиться в любой момент.
Сложнее дело обстоит, если повреждение бачка или сердцевины более масштабное. Ремонт получится трудоемким, дорогим и долгим, при этом гарантий, что прочностные характеристики теплообменника восстановятся полностью нет. Отдельно стоит сказать о сотах – большинство сервисов вовсе отказываются принимать радиаторы в ремонт, если повреждено 15% площади сердцевины и больше. Поэтому в таких ситуациях лучше поискать замену.
Наш интернет-магазин ООО «Лидер» предлагает купить радиатор для любой актуальной модели, а также все необходимые запчасти для его ремонта по хорошим ценам. Заказать теплообменник можно прямо на сайте, выбрав нужную модель из каталога, также заявки принимаются по телефону и «электронке». Принимаем кэш и безнал, есть скидки для постоянных и оптовых покупателей, возможна продажа автозапчастей в кредит.